Джош Столберг, соавтор выходящего в отечественный прокат фильма ужасов о терроризирующих курортный городок доисторических рыбах-убийцах «Пираньи 3D», рассказал КиноПоиску о тонкостях работы над ремейками (для Столберга это уже второе переосмысление фильма ужасов после прошлогоднего «Крика в общаге»). Джош также поделился с нами причинами, побудившими его вернуться в режиссерское кресло для постановки выходящей в этом же году комедии «Conception», в которой снялась звезда ленты «Терминатор: Да придет спаситель» Мун Бладгуд, а также Алан Тьюдик и Дэвид Аркетт.
«Пираньи 3D» — это уже второй ремейк оригинальной картины 1978 года, к тому же не стоит забывать про сиквел оригинала, снятый Джеймсом Кэмероном. Тема пираний уже исследована вдоль и поперек. Трудно было придумать что-то новое?
Самое смешное — это то, что мы с Питом (Пит Голдфингер, соавтор сценария — Прим. авт.) не собирались писать сценарий ремейка «Пираний». Проект картины был запущен еще шесть лет назад на основе нашего сценария, который назывался «Рыбы-убийцы» (Killer Fish). После того как текст прочел продюсер Дж. Тодд Харрис, права на сценарий купила компания IPW, которой также принадлежат права на название «Пираньи». Купив наш сценарий, они решили, что его можно превратить в ремейк. У ленты появилось новое название — «Пираньи: Озеро Хавасу» (Piranha: Lake Havasu). Вскоре к проекту присоединился продюсер Марк Кантон, а затем уже и The Weinstein Company.
Оригинальные «Пираньи» — это классика жанра. И, если честно, у нас не было никакого желания делать ремейк. Ведь эту историю уже так хорошо рассказали. Для нас ремейк — это возможность найти новый способ рассказать уже известную историю, то есть нечто, чего не было в оригинале. Александр Ажа твердит, что его картину трудно назвать полноценным ремейком, и мы с ним полностью согласны.
Вы знали, что в конечном итоге фильм будет ставить Ажа? Учитывая то, насколько кровавыми обычно оказываются его картины, вы добавили в текст дополнительную порцию крови?
Когда мы только писали текст, то понятия не имели, что фильм будет снимать Алекс. Но мы оба огромные поклонники его работ и были очень рады, когда его утвердили в качестве режиссера. Обрисовывая наш сценарий студии, мы всегда упирали на то, что картину должен будет ставить отличный режиссер, и в итоге получили одного из лучших. Сценарий изначально предполагал, что фильм будет очень жесткой лентой с рейтингом R: секс, кровь, безумные смерти. Но когда вы добавляете к этой формуле Ажа, то сразу можно ожидать, что насилие на экране будет невероятно эпического размаха.
Работая над текстом, держали ли вы в голове то, что картина будет снята в 3D-формате?
Нет. Опять же мы написали текст задолго до всего этого безумия по поводу 3D. Но идея делать фильм трехмерным появилась сразу, как на борт попал Алекс, так что снимали и монтировали ленту уже как 3D-постановку (в отличие от большинства нынешних 3D-фильмов, которые делают трехмерными постфактум).
Пресс-релизы ленты обещают, что мы увидим «один из самых кровавых фильмов в истории». Где вы черпали вдохновение, чтобы растопить эту кровавую баню?
Уже в первой версии сценария действие разворачивалось во время весенних каникул на озере Хавасу (в итоге в фильме озеро переименовали в озеро Виктория, но снимали все равно на Хавасу). Изначально к этой теме нас с Питом привлекла идея описать дичайшую оргию из крови и обнаженных грудей. Но даже несмотря на то, что все это было в сценарии с самого начала, мы не можем отрицать то, какую роль Ажа оказал на увеличение масштабов этой бойни. Ну, вы понимаете, это же Александр Ажа, в конце концов. Я недавно вернулся с Comic-Con, где студия показала фрагменты картины (их уже можно найти в сети). Там Элай Рот шутил по поводу кровавой статистики фильма. Во время съемок использовали какие-то безумные объемы «крови» — примерно 7 000 галлонов. Вы говорите, «пресс-релизы обещают кровь», но я могу заверить вас прямо здесь и сейчас: все обещания будут исполнены.
Не раскрывая всех карт, расскажите о сцене в «Пираньях», которой вы больше всего гордитесь?
Ну, начнем с того, что отличный ужастик — это отличные смерти, и у нас тут таких немало. Ажа и его команда добавили много своего (а чего еще от него ждать?!), но остались и мои любимые сцены из оригинального сценария, правда, не буду ничего рассказывать, чтобы не портить вам просмотр. Самое забавное, что больше всего я горжусь проработкой характеров. Тем, как нам удалось сохранить шальных девиц в стиле Girls Gone Wild, но в то же время сконцентрировать основное внимание на матери, пытающейся защитить своих детей.
Когда съемки уже начинаются, вы все еще участвуете в проекте?
Все зависит от фильма и нужд режиссера. Во время работы над «Удачи, Чак!» меня постоянно вызывали на съемки, потому что актеры много импровизировали, и нужно было переписывать сцены. Я имею виду, в прямом смысле переписывать — я сидел в трейлере и черкал ручкой по страницам сценария. С «Криком в общаге» было легче, хотя на несколько недель нас все-таки вызвали в Питтсбург, чтобы мы переписали реплики некоторых героев после репетиций с актерами. Пришлось на лету придумывать колкости для наших героинь. Что касается «Пираний», то Ажа, который обычно сам пишет свои сценарии, корректировал текст вместе с Грегори Левассёром, так что мы на съемках были не нужны. Хотя мы все равно к ним заглянули: пообщались с актерами и посмотрели пару дней съемок. Это очень полезный и приятный опыт — смотреть, как твоя работа обретает плоть.
Расскажите поподробнее о своем будущем фильме «Conception», который вы ставите по собственному сценарию.
«Conception» стал для меня возможностью вернуться в режиссерское кресло, к моей, так сказать, первой любви. Я почти пять лет ничего не снимал. И после всех этих студийных проектов, когда тебя вертит в этом голливудском шторме, было приятно самому принимать все решения. И, как режиссер и сценарист, я обладал абсолютным творческим контролем над всем процессом съемок. Это была чудесная возможность, которая принесла мне огромное удовлетворение. Совместная работа тоже может быть по-своему изумительной, но очень приятно делать что-то, когда тебе не нужно идти на компромисс по поводу вещей, в которые ты по-настоящему веришь. Так что, смотря «Conception», вы будете Шокированы (именно так, с большой буквы!) тем, что это фильм того же парня, который создал «Удачи, Чак!» и «Пираньи 3D». Это камерная комедия, в которой все держится на персонажах. Никакой крови. Никаких кишок. Хотя это и не то, что я бы стал показывать своей бабушке (все-таки это кино о сексе и процессе зачатия).
С Питом Голдфингером вы уже работали вместе над «Криком в общаге». Как выглядит ваш совместный рабочий процесс, и как вы вообще начали работать вместе?
Пит один из моих самых близких людей. Мы познакомились в колледже в Вермонте. Поскольку мы друзья, то самое веселое — это когда мы сидим в одной комнате и стремительно придумываем сюжет. Обычно нам требуется неделя на выработку общей идеи и основного повествования. Затем мы пару недель работаем над предварительной версией. Потом по очереди пишем по 30 страниц за раз. Скажем, Пит может написать первый акт, отдать рукопись мне, и я буду писать до середины повествования. Когда мы заканчиваем, начинаем сначала в обратной последовательности: один правит текст другого. Нам легко работается вместе, и никто из нас не относится к своему тексту излишне серьезно — я считаю, что это очень важно для любого киносценариста. Нужно открыто принимать идеи другого человека и адекватно воспринимать мысль о том, что ты иногда можешь быть неправ. Доверие тут играет ключевую роль.
Мне очень понравился «Крик в общаге», но хитом бокс-офиса он не стал. Что, на ваш взгляд, пошло не так? Сможете ли вы избежать этого в своих будущих работах?
Если кратко, то понятия не имею. Это была комедия ужасов, но я не уверен, что раскручивали ленту правильным образом. Это как чечетка. К кому обратиться: к фанатам ужасов или любителям комедий? Зрители любят знать, на что они идут, а они так и не поняли, на что купили билет, выбрав в кинотеатре «Крик в общаге». Хотя я сам очень горжусь этим фильмом и считаю, что его команда поработала на славу.
Это уже второй хоррор-ремейк подряд в вашей фильмографии. Как на ваш взгляд, продолжится ли бум ремейков в будущем, или скоро мы увидим больше оригинальных постановок?
Ремейки всегда будут актуальны. На такие проекты студии соглашаются легче всего. Вспомните, что ребята, выписывающие чеки на съемки фильмов, обычно не из творческих кругов. Они — крупные бизнесмены и экономисты. Они хотят свести риск к минимуму. Боссы понимают, что если что-то хорошо показало себя раньше, то может показать вновь. Создание бренда и уровень его узнаваемости всегда имеет колоссальное значение. На каждый собравший плохую кассу «Секс в большом городе 2» находится ремейк «Карате-пацана», который становится хитом. И боссы всегда ищут следующего «Карате-пацана». Они надеются на то, что взрослые заинтересуются, потому что раньше обожали картину, а юным зрителям понравится идея, которая когда-то уже окупила себя.
Одно из крупнейших заблуждений звучит так: у голливудских сценаристов кончились идеи. Мы ОБОЖАЕМ новые идеи. Но, к сожалению, из-за страха риска студии чаще всего не решаются реализовать такие идеи. Вот почему я стараюсь делать свои ремейки как можно более непохожими. Посмотрите, что получилось с «Пираньями». Когда Гильдия сценаристов посмотрела оригинал и наш фильм, она пришла к выводу, что между картинами так мало общего, что наших «Пираний» и ремейком-то считать нельзя, поэтому в титрах и нет имени Джона Сейлза, автора оригинала.
«Крик в общаге» и «Пираньи» по своему духу восходят к лентам 1980-х, а то и 1970-х. Как вы относитесь к новомодным трендам в хоррор-жанре — фильмам вроде «Пилы» и «Паранормального явления»? Какая разновидность фильмов ужасов — старой закалки или свежие — в конечном итоге останется в живых?
«Паранормальное явление», безусловно, относится к тому поджанру ужасов, у которых всегда будет успех. Этот фильм стал «Ведьмой из Блэр» нового десятилетия. Для фильмов, которые могут испугать вас на психологическом уровне, всегда будет место в прокате. Лично я огромный фанат «Хэллоуина» и других ужасов из 1980-х. «Крик» оказал на меня огромное влияние. Я люблю, когда я могу повеселиться во время просмотра страшных фильмов. Поэтому-то мы и сделали «Крик в общаге» и «Пираний 3D» эдакими попкорн-постановками, нежели серьезными слэшерами.
В чем тогда секрет идеального фильма ужасов?
Ух ты! Понятия не имею. Отчасти оказывать влияние на потаенные страхи, которые есть у каждого зрителя. Посыл первого «Хэллоуина» — Бугимен существует, и он стоит за твоим окном. «Пила» спрашивает: «Насколько далеко ты можешь зайти, чтобы спастись?» Фильмы вроде «Паранормального явления» базируются на страхе темноты и того, что она может скрывать, с чем в какой-то момент сталкивается каждый человек. Суть в том, чтобы использовать эти всеобщие страхи простым и понятным зрителю образом, и тогда у вас получится отличный хоррор. Но нельзя забывать и об убийствах. Они должны быть крутыми.
Вы как-то сказали, что ваш первый сценарий назывался «Слэшеры» (Slashers). О чем он был? Увидим ли мы его когда-нибудь на большом экране?
«Слэшеры» был моим первым хоррор-сценарием. Я написал его задолго до выхода «Фредди против Джейсона». Он рассказывал о трех архетипах серийных убийц: медлительный безмолвный убийца, вечно шутящий и вооруженный самыми разными орудиями убийств маньяк и безумный гений а-ля Ганнибал Лектор. И я забрасывал их всех на остров вместе с компанией озабоченной молодежи. Убийцы не только расправлялись со школьниками, но также рубили друг друга. Мы, кстати, позаимствовали оттуда убийство при помощи бутылки вина для «Крика в общаге». Не уверен, что «Слэшеры» когда-либо доберутся до большого экрана. Может однажды.
Вы также говорили, что чуть было не переписали сценарий фильма «День Святого Валентина», который многие считают картиной, окончательно погубившей поджанр молодежных триллеров, начатый «Криком». Рады, что в итоге не стали связываться с этим фильмом? Над какими фильмами еще собирались работать, но не сложилось?
Будучи сценаристом, я вылетел из огромного числа проектов. Из сотен. Что-то тебе достается, что-то нет. Я стараюсь не злорадствовать по поводу тех проектов, которые не получил, потому что всегда есть те, которые я бы хотел написать. Я, например, отказался от «Незваных гостей», так что я тот еще идиот!
Планируете ли работать над другими ремейками и фильмами ужасов в будущем?
Мне интересно разрабатывать свежие постановки. Ремейки точно не относятся к тому, чем я хочу заниматься. А так во всех проектах, ремейках и оригинальных картинах, я ищу свежий способ рассказать историю, который привнесет некую ценность в пейзаж индустрии развлечений. Если это будет возможно с ремейком, то такую возможность я точно не упущу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий